Методическая копилка



Сущность, цели и формы дифференцированного обучения


Главная цель средней общеобразовательной школы — способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать основанное на общечеловеческих ценностях мировоззрение, гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей — это личностно-ориентированное образование. Всякое обучение по своей сущности есть создание условий для развития личности. Личность — это психическая, духовная сущность человека, выступающая в разнообразных обобщенных системах качеств. Личностно-ориентированное образование ориентированно на ученика, на его личностные особенности, на культуру, на творчество как способ самоопределения человека в культуре и жизни.
Термин «дифференциация образования» обозначает разделение учебных планов и программ в специализированных школах, классах или в старших классах средней школы, осуществимое на факультативах
Принцип дифференцированного образовательного процесса как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития учащихся и подтверждает сущность и цели общего среднего образования.
Актуальность проблемы развития личности в рамках единого образовательного пространства «Школа-Вуз» заключается в том, что дифференцированный процесс обучения — это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся. Использование этих форм и методов, одним из которых является уровневая дифференциация, основываясь на индивидуальных особенностях обучаемых, создаются благоприятные условия для развития личности в личностно-ориентированном образовательном процессе. Отсюда следует:
·                    построение дифференцированного процесса обучения невозможно без учета индивидуальности каждого ученика как личности и присущим только ему личностным особенностям;
·                    обучение, основанное на уровневой дифференциации, не является целью, это средство развития личностных особенностей как индивидуальности;
·                    только раскрывая индивидуальные особенности каждого ученика в развитии, т.е. в дифференцированном процессе обучения, можно обеспечить осуществление личностно-ориентированного процесса обучения.
Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности — раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию задатков и способностей каждого учащегося. Существенно важно, что при этом, общий уровень образования в средней школе должен быть одинаков для всех.
Развитие личности школьника в условиях дифференцированного обучения в личностно-ориентированном образовании ставит своей целью обеспечить учащимся свободный выбор обучения на вариативной основе дифференцированного подхода индивидуальных особенностей личности на основе государственного образовательного стандарта образования, выведенного на смысловой уровень.
Применение дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определенным программным минимумом знаний, умений и навыков. Нормативными документами предусматривается стандартизируемая и нестандартизируемая часть содержания образовательного процесса.
 «Стандартизируемая часть представляет минимум, нижнюю планку содержания и является рефлексией на заказ общества. Нестандартизируемая, вариативная часть содержания выходит за рамки стандартов, предполагает широкий выбор предметных и образовательных областей самим учеником и его родителями и таким образом, является рефлексией на заказ самой личности».
Дифференциация обучения и воспитания основана на различии особенностей личности ученика, его способностей, интересов, склонностей, готовности к образованию.
Она должна быть гибкой и подвижной, позволяющей учителю в процессе обучения подходить индивидуально к каждому ученику и способствовать общей активизации класса. Постоянное осуществление на всех этапах учебного процесса "единства требований" ко всем учащимся без учета особенностей их индивидуально-психологического развития тормозит их нормальное обучение, становится причиной отсутствия учебных интересов.
Дифференцированная организация учебной деятельности с одной стороны учитывает уровень умственного развития, психологические особенности учащихся, абстрактно-логический тип мышления. С другой стороны — во внимание принимается индивидуальные запросы личности, ее возможности и интересы в конкретной образовательной области. При дифференцированной организации учебной деятельности эти две стороны пересекаются.
Ее осуществление в личностно-ориентированном образовании потребует:
·                    изучение индивидуальных особенностей и учебных возможностей учащихся;
·                    определение критериев деления учащихся на группы;
·                    умение совершенствовать способности и навыки учащихся при индивидуальном руководстве;
·                    умение анализировать их работу, подмечая сдвиги и трудности;
·                    перспективное планирование деятельности учащихся (индивидуальное и групповое) направленное на руководство учебным процессом;
·                    умение заменить малоэффективные приемы дифференциации руководства учением более рациональными.
Продолжая обучение в старшей ступени средней школы (X-XI класс) перед учащимися встает вопрос определения своего места в жизни. Содержание обучения должно быть ориентировано на те тенденции развития учащихся, которые являются доминирующими для каждого возраста, иными словами, быть полезным для каждой возрастной группы на сегодня или на ближайшее будущее. Разработка целей и содержания обучения, должно учитывать специфические потребности развивающегося человека. Реализация личностно-ориентированной образовательной парадигмы означает обращение к объективному опыту познания каждого ученика. Любая научная информация превращается в знания, если она обретает личностный смысл. Носит ценностный характер.
Каждый учащийся как носитель собственного (субъективного) опыта уникален. Поэтому с самого начала обучения необходимо создать для каждого не изолированную, а более разностороннюю школьную среду, дающую возможность проявить себя. И только когда эта возможность будет профессионально выявлена педагогом, можно рекомендовать наиболее благоприятные для развития учащихся дифференцированные формы обучения.
Принимая это во внимание, необходимо отчетливо представлять, в чем состоит развитие личности в условиях дифференцированного обучения, какие движущие силы определяют качественные изменения учащихся, в структуре их личности, когда эти изменения происходят наиболее интенсивно и, разумеется, под влиянием каких внешних, социальных, педагогических и внутренних факторов. Понимание этих вопросов позволяет выявить как общие, так и индивидуальные тенденции в формировании личности, нарастание возрастных внутренних противоречий и избрать наиболее эффективные способы помощи учащимся.
Предметная дифференциация — одна из форм дифференцированного обучения. «Предметно-дидактическая модель личностно-ориентированного педагогики традиционно связана с организацией научных знаний в системе процесса обучения с учетом их предметного содержания, объективной трудности, новизны, уровня интегрированности, с учетом рациональных приемов их усвоения «порций подачи материала», и т.д. Это свободная предметная дифференциация, обеспечивающая индивидуальность подхода в обучении".
Другая форма дифференциации, которая неразрывно связана с интересами, склонностями, индивидуальностью, его ценностей и жизнедеятельности самого ученика является дифференциация по проектированию профессии.  
Согласно теории дифференцированного обучения, дифференцированная организация учебной деятельности учащихся создает благоприятные условия для взаимодействия и взаимообогащения ее различных, порой противоположных направлений на качественно новый уровень поднимает процесс интеграции содержания образовательного процесса, в рамках которой возможна сама дифференциация.

Типы дифференциации обучения
Дифференциация обучения рассматривается как организация учебного процесса, при которой учитываются индивидуально - типологические особенности личности (способности общие и специальные), уровень развития, интересы, психофизиологические свойства нервной системы, характеризуется созданием групп учащихся, в которых содержание образования, методы обучения, организационные формы различаются.
Выделяются два типа дифференциации обучения: дифференциация внешняя и внутренняя.
Внешняя дифференциация - это разделение учащихся по определенным признакам (способностям, интересам) на стабильные группы, в которых и содержание образования и методы обучения, и организационные формы различаются.
Внешняя дифференциация по общим способностям учеников представляет собой: коррекционно - развивающие классы, общеобразовательные и гимназические. Внешняя дифференциация по интересам учеников - это: классы с углубленным изучением отдельных предметов, профильные классы, а также выбор учениками ряда учебных предметов при обязательном наборе базовых.
Внутрення (внутриклассная) дифференциация учитывает индивидуальные особенности детей в процессе обучения в классе. Разделение на группы может быть явным или неявным, состав групп меняется в зависимости от поставленной задачи.
В дифференциации по типу “внутриклассной” выделяются следующие виды: дифференциация по способностям, дозирование помощи учителя, уровневая дифференциация, дифференциация по интересам проектируемой профессии.
Внутрення дифференциация существует обычно в форме индивидуального подхода к учащимся, когда учитываются их психофизиологические особенности - память, мышление, темперамент и т.д.
Уровневая дифференциация.
Ориентация на личность ученика требует, чтобы дифференциация обучения учитывала потребность всех школьников. Обучаясь в одном классе по одной программе и учебнику, школьники могут усваивать материал на различных уровнях. Определяющим уровнем при этом является уровень обязательной подготовки. На его основе формируются более высокие уровни овладения материалом. По отношению к этому виду дифференциации в последнее время получил распространение термин “уровневая дифференциация”.
Важные условия, выполнение которых необходимо для успешного и эффективного осуществления уровневой дифференциации:
  • выделенные уровни усвоения материала и в первую очередь обязательные результаты обучения должны быть открытыми для учащихся;
  • наличие определенных ножниц между уровнем требования и уровнем обучения;
  • в обучении должна быть обеспечена последовательность в продвижении ученика по уровням обучения;
  • добровольность в выборе уровня усвоения и отчетности.
  •  
  • Технология урока при дифференциации и индивидуализации
В связи с дифференциацией и индивидуализацией приходится перестроить технологию урока. Нужно определить оптимальный темп работы, так как все группы учащихся работают по своему плану. Ученики первой группы большую часть времени работают самостоятельно, получая творческие и проблемные задания. Вторая группа, выполняя самостоятельные задания, работает чаще по образцам, им необходим более детальный рассказ. С третьей группой учитель должен в основном работать сам: рассказать, опросить, проверить, помочь, показать абсолютно каждому ученику.
Необходимо справиться с недовением к ученикам, изменить весь стиль взаимоотношений с учащимися. Время каждого урока используется для соединения воспитания и развития учащихся.
В технологии дифференцированного обучения есть много тонкостей: это и своеобразная методика самостоятельной работы, работа в парах, учет индивидуальных особенностей, график самоучета, временной анализ урока, конструирование урока, обратная связь, организация контроля на разных уровнях.
Главным достоинством заданий с дифференцированной помощью является полная занятость всех учащихся, самостоятельно переходящая от уровня к уровню. На каждом предмете имеются свои возможности подготовки многоуровневых заданий.
Структура блока уроков
Весь процесс обучения в школе может состоять из логически и организационно завершенных блоков уроков. Логически блок содержит одну крупную тему курса, а организационно заканчивается контрольной работой и, при необходимости, уроками коррекции. Изучение материала проходит более успешно и выражается в более прочных знаниях, если в основу его положен принцип укрупнения дидактических единиц. При этом оказывается целесообразно не разбивать материал темы на фрагменты для разных видов уроков , а изучать сразу весь на нескольких первых уроках, прослеживая при этом систему связей как внутри темы, так и с другими темами и предметами. На нескольких уроках рассматриваются основные задачи по этой теме, затем решается набор задач разных уровней. Изучение материала заканчивается контрольной работой или зачетом (либо другой формой контроля). На консультации перед контрольной работой учитель отвечает на вопросы, возникающие у учеников в ходе домашних упражнений или дополнительной самостоятельной работы. таким образом вырисовывается в первом приближении структура блока. Если тема содержит материал, задание которого всеми учениками не обязательно , но знакомство желательно и полезно, то такой материал выносится обычно на семинар. Подготовка к семинару активизирует самостоятельную учебную деятельность ученика, а при умелой организации способствует их развитию. Этот урок, как правило размещается внутри блока.
Ученики могут быть условно разделены на тех, кто способен усвоить предмет на репродуктивном, реконструктивном и креативном уровне. Первые не идут дальше узнавания знакомой ситуации и применения в ней знакомых алгоритмов. Этот уровень можно считать минимально обязательным результатом обучения. Такие ситуации и алгоритмы рассматриваются на этапе решения основных задач. Именно эта часть работы учителя является наиболее трудоемкой и трудной.
Следующие два уровня характеризуются применением знаний в частично знакомой и незнакомой обстановке. Забота учителя по развитию учеников состоит в том, чтобы обеспечить каждому из них возможность достичь уровня, отвечающего его индивидуальным особенностям, Эта работа проводится на уроках закрепления и сопровождается многочисленными контрольными работами, так как требуется непрерывная информация об успехах ученика. Результаты этих работ, называемых нами срезовыми, дают учителю непрерывно меняющуюся картину расслоения класса по уровням и позволяют целенаправленно планировать последующие уроки, корректируя первоначально избранную тактику обучения и управления развитием учеников. Таким образом, в структуре блока выделяются постоянная и переменная части. Переменная часть блока - это занятия, на которых немаловажным звеном является групповая работа. Удачная форма организации урока должна включать в себя и индивидуальную, и групповую и фронтальную работу, быть достаточно разнообразным, сочетать разные виды деятельности учащихся и разные формы их общения, давать учителю возможность эффективного управления, а ученику - развития интереса. Таким образом совмещаются, такие, казалось бы, противоречивые требования.
Некоторые ученики объединяются в группы - обычно по три - четыре человека, чтобы они могли разговаривать, не мешая другим. Группы получают для совместного решения задания, причем на работу им отводится ограниченное, заранее объявленое время. По истечении указанного времени группы отчитываются о своей деятельности. Применяются разные виды отчета.
  1. отчитывается вся группа заранее выбранному ученику;
  1. отчитывается вся группа учителю;
  2. “публично” отчитывается один представитель группы.
Состав группы учитель варьирует, исходя из целей обучения. В начале урока, пока все группы заняты решением задач, учитель работает с остальными учениками в нужном ему режиме: опрос, решение общей задачи, сообщение ученика по теме урока, самостоятельная работа с учебником или задачами, срезовая контрольная работа, беседа.
Конечно, дифференциация обучения будет эффективной и действенной, так как такая педагогическая система, в которой ученик рассматривается как самый заинтересованный участник своего развития, как деятель самовоспитания, саморазвития. А педагогическую деятельность такого учителя будут характеризовать такие понятия, как “сотрудничество” и “взаимопонимание”. Ведь только при сотрудничестве, взаимопонимании, доверии учителя и ученика возможна передача знаний на высоком качественном уровне. Такая педагогическая система сложна, но этого требует время сегодняшнего дня. Нужно развивать все, что дала человеку природа, - и тело, и душу, и разум.










Комментариев нет:

Отправить комментарий